Простой и сложный план. Как составить сложный план текста Сложный и простой план


Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема .

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение . Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением .

Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план – опорная схема.

Как составить простой план.

1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3.Озаглавьте части.

4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.Запишите план.

Как составить сложный план .

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.

Баба Яга

I .Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.

II . Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.

  1. 1. Положительные:

а) смелость,

б) связь с народом,

в) вера в будущее.

  1. 2. Отрицательные:

а) трусость,

б) эгоизм,

в) пессимизм,

г) костяная нога.

III . Заключение

Вопросный план .

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).

Цитатный план.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1-й вариант:

1. (цитата);

2.(цитата);

3.(цитата).

2-й вариант

Основные вопросы.

Доказательства (цитаты).

Тезисный план.

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.

Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.

  1. 1. Три принципа русского правописания
  1. 2. Ведущий принцип русской орфографии…

План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать.

  1. 1. Правописание в русском языке осуществляется соответственно трем принципам: морфемному, фонетическому, традиционному.
  2. Морфемный принцип правописания –ведущий принцип русской орфографии. Согласно этому принципу каждая морфема сохраняет единое написание независимо от произношения .

Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать.

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Построение схемы

1.Логико-смысловой анализ текста:

А)членение на законченные смысловые части;

Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

В)определение главной мысли текста;

Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

2. Словесно-графическое оформление схемы:

А) озаглавливание;

Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;

В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.

Мало кто из людей имеет долгосрочные планы. Еще более редким феноменом является расстановка жизненных приоритетов и способы их воплощения, временные границы. Составить план жизни может быть непросто. Это важный и трудоемкий процесс, но необходимый. Ведь это планирование основных событий своей жизни: что, как и когда произойдет, какие результаты принесет.

Разумеется, такой план – не гарантия того, что все реализуется. Но само наличие планирования жизни дает большую вероятность, что будут происходить желанные вещи, а не случайные, под влиянием эмоций или решений других людей.

Очень важно сложить именно свое видение происходящего, а не провести всю жизнь, следуя навязанным шаблонам. Составление плана означает четкое продумывание высоких и вдохновляющих человека целей на 3 года, 5 лет, 10 лет и более. Примером первого построения плана из известных людей стал Бенджамин Франклин.

Намного легче жить мечтами, сбывшимися и нет надеждами, жаловаться на судьбу или верить в удачу. Но это малоэффективно. План – это конкретика, бросок в будущее, сделанный своими руками. Людей, которые по-настоящему живут будущим – единицы. Ведь его определяют наши сегодняшние действия.

Почему нужен долгосрочный план

У каждого человека в сутках 24 часа. Но все используют их по-разному. То, что один человек успеет за это время, другой даже за неделю не выполнит. Дело в правильном распределении ресурсов: сил и времени. Один будет рассматривать жизнь как долгосрочный проект, требующий внимания, а второй просто живет сегодняшним днем, мало задумываясь о своем будущем, не строя никаких планов.

Разумеется, получаемые результаты будут отличаться. Никому не хочется быть неудачником, погрязнув в рутине бессмысленных дел, с нулевым вкладом в будущее. Планирование жизни актуально для тех, кто хочет многого добиться, готов усердно работать и относится к этому со всей ответственностью. Как говорится, успех определяется не высокими и красивыми исходными мечтами, а реальными результатами достигнутого.

Грамотное структурирование призвано составить оптимальный список дел, общего вектора жизни, который позволит определить ваши ценности. Такой подход вовсе не исключает отдых, напротив, порой заставляет расслабляться, даже если не хочется, но в этом есть необходимость. Применение такого метода вырабатывает самоконтроль, способствует появлению самоуважения, дарит оптимизм и собранность.

Развенчание мифов о планировании

Жизненные приоритеты и цели, стремления и мечты. Как можно составить план и думать о правильном исполнении? Кому-то это может показаться абсурдным.

Вот некоторые мифы, которые люди связывают с планированием:

  • Систематизация порождает скуку

В корне неправильное суждение. Жизненные приоритеты и их расстановка, четкая планировка, позволяют освободить место для ярких эмоций и большего количества событий. Это означает исчезновение хаоса в действиях.

  • Ограничение развития

Если план маленький, невзрачный и с неинтересными или просто не вашими целями, то это порождает скуку. Если же красочно расписать все, чего вы хотите добиться, и посмотреть на отведенное время, понимаешь, что его не так и много. Ведь внимания требует все. Поэтому и развитие будет происходить с удвоенной скоростью!

  • План отменяет творчество

Сделать схему действий можно не только 1 раз. Его можно корректировать хоть каждые полгода, внеся новое видение ситуации. Также никто не мешает креативно оформить его и развивать критическое мышление с разнообразными подходами по реализации.

  • Планирование убивает наслаждение настоящим

Многие люди не умеют вообще радоваться настоящему. Если же понять, как правильно планировать свое время, распределять ресурсы, ваша деятельность и увлечения, свободное времяпровождение никогда не нанесут вред вашей основной цели.

Принципы построения плана

Готовый план на год или больше помогает нам, становясь путеводителем в темноте, когда оставляют силы. Тогда, перечитывая важные пункты, есть шанс собраться и продолжить, это пинок к действиям своими руками. Как составить правильный план на год, чтобы он расширил нашу жизнь, дал надежду и свободу, а не загнал в определенные рамки.

Как правильно планировать? Прежде всего планирование жизни начинается с построения планов на сегодняшний день. И заканчивается десятилетиями. Это многоступенчатый процесс. Вся пирамида базируется на ваших истинных ценностях. Только от них идет отсчет.

Основные принципы:

  • Учитываем длину жизни

Намного больше пользы принесет цель, достигнутая в течение месяца с удовольствием, нежели через принуждения и ограничения, но результат за 2 недели. Медленный темп надежнее спринтов.

  • Без боли нет роста

Резонно слегка поднапрячься и выполнить в этом году те цели, которые в следующем откроют новые перспективы. Упускать возможности из-за лени, бояться испытать стресс – не для бойцов.

  • Постоянное преобразование

Если вначале все базируется на мечте, то спустя время, в течение которого вы совершали действия по ее реализации, появляются результаты. Новые люди, идеи, перспективы, о которых даже не приходилось мечтать!

  • Отказ от сверх усилий

Во всем важна мера. Заставлять себя – хорошо, но подход должен быть разумным. Легче и результативнее пробегать каждый день по несколько километров, чем раз в неделю – целый полу марафон.

Поэтапная инструкция

Нет ничего лучше, чем начать с того, как сделать план на год. Это поможет держать свою жизнь под контролем, даже в период перемен.

Итак, с чего начать, чтобы составить план на год и больше:

  • Понять, в какой роли вы находитесь

Есть важные и незначительные аспекты вашей личности. Каждый играет определенную социальную роль. Можно быть студентом, чьей-то дочерью и матерью, при этом художником, любовником, бизнес-менеджером, мыслителем, наставником, любителем сыра. Все это то, что заполняет ваши дни. Стоит выбрать те роли, реализация которых наиболее важна для вас.

  • Определитесь с тем, какими вы хотите быть в будущем

Выберете те роли, которые хочется максимально развить, чтобы их связывали с вашей личностью. Одновременно просмотреть какие негативные аспекты у вас есть, куда тратится ваша энергия. Возможно, если перекинуть силы с них на достижение ваших целей, работа пойдет быстрее?

  • Разобрать свои мотивы

Есть причина, по которой вам хочется осуществить те или иные цели, как сформировались ваши жизненные приоритеты. Постарайтесь понять, что же такое произойдет, когда вы их воплотите, какие эмоции возникнут. Насколько они важны, захочется ли их реализовывать всю жизнь. Лично для себя, для общества или конкретных людей. Честность с собой – гарант успеха.

  • Запишите свои выводы

Проанализировав мотивы, составить свои жизненные цели и задачи в планировании будущего легко. Осознав свои истинные ценности, на их основании написать список.

  • Распределение целей по категориям

Это важный этап планирования. Он поможет не упустить из виду ни одну из важных сторон жизни. Запишите все, чего вы хотите добиться, по таким категориям, как карьера/призвание, семья/социум, знания/интеллект, здоровье/духовность.

  • Установите временные рамки

После постановки конкретной цели, определить точную дату, когда вы желаете ее достичь. Допустим, съездить на неделю в Непал до июня 2017, сбросить 5 кг к весне, разработать и сдать проект по геодезии до окончания четвертого курса.

  • Построение маленьких шагов

Чтобы двигаться в нужном направлении, нужно понять, как планировать достижение поставленных целей. Шаги, необходимые к принятию, зависят от того, на каком уровне вы находитесь в настоящем. Придется ли начинать с нуля или уже есть определенные наработки. Выработать четкую стратегию по достижению каждой цели в хронологическом порядке и расстановкой приоритетов.

  • Постоянно проверяйте актуальность жизненного плана

Жизнь не стоит на месте и человек тоже. Вполне нормально, что что-то может измениться. Периодически пересматривая свое планирование жизни можно понять: следуете вы ему или нет, счастливы ли вы, есть ли предпосылки что-то поменять в своих целях. Не стоит пугаться, если жизненные приоритеты изменили вектор, и что-то хочется изменить. План важен для отслеживания своих успехов и достижений, актуализации причин неудач.

План нужен для того, чтобы человек чувствовал себя лучше, наполнялся позитивом и имел собственную мотивацию, двигался вперед, а не тормозил.

Урок в 6 классе

Тема: Простой и сложный план текста.

Цели:

1.Познавательные : а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах); б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план

2.Практические:

а) составлять простой и сложный план; а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению; б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные: а) воспитывать: -интерес к предмету с помощью содержания текста; -интерес к истории и литературе; б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста; в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Оборудование: презентация, карточки, тексты

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

2. Блицопрос

Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

Назовите особенности текста-повествования, описания, рассуждения.

Назовите признаки текста? Основные понятия текста?

На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

Читают тексты, оценивание

Ответы на вопрос

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

1. - Какой бывает план? (2 минуты)

(Простой и сложный)

Чтение те 1. Чтение и анализ текста.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки слез.

А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!...

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

Простой план.

1. Последний бой войны.

2. Немецкая девочка.

3. Описание боя.

4. Благородный поступок солдата.

5. Победа.

На какие три части можно разделить весь текст (вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

Какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

Составление сложного плана

Сложный план.

I. Последний бой войны.

II. Благородный поступок солдата.

1. Немецкая девочка.

2. Описание боя

3. Спасение ребенка.

III. Победа.кста.

(2 слайд) - Как вы думаете, какой план представлен на слайде?

(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).

1….

2….

3….

I….

II….

1…

2…

III…

- Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

- Где нам с вами уже встречался план?

(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)

Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.

    Звуки речи (3 ряд)

    Гласные

1. …

2…

II . Согласные

1. …

2. …

2. Предложение (1 ряд)

I . По цели высказывания

1. …

2. …

3. …

II . По интонации

1. …

2. …

III . По количеству грамматических основ

1. …

2. …

IV . По наличию второстепенных членов

1. …

2. …

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Первичное закрепление

Цель этапа : усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Физкультминутка.

Упр 180, 181.

Работа в паре

Проверка

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Упр. 238 составить простой и сложный планы

Проверка, оценивание

Взаимопроверка по образцу

Проверяю себя

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

1) из учебника биологии по 1 параграфу написать сложный план

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь

Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

В рабочий блоки вписываю задачи, которые мне необходимо решить, которые у меня записаны в моем ежедневнике в задачах на неделю и текущих задачах.

Получается единая табличка «План на день», а дальше я стараюсь по времени соответствовать тому, что записано в каждом часе.

Естественно, это получается не всегда. Но чтобы не расслабляться и не привыкнуть все списывать на форсмажор, я «штрафую» себя за невыполнение плана.

Чем это круто? Мне больше не нужно заморачиваться, что же мне сейчас делать. Когда у вас в башке куча задач и вы не можете определиться, что для вас на данный момент важно, приоритетно, вы берете свой план на день - а там уже все написано.

Плюс еще в плане на день я помечаю три важных дела, которые необходимо сделать обязательно сегодня, три важных задачи , чтобы они были перед глазами, и я не отвлекался, и мог на них сфокусироваться, и понимал, что конкретно у меня сегодня в моих задачах стоит.

Выбор редакции
Привет друзья! За последний месяц вы задали мне очень много вопросов о работе Проводника Windows 10. В основном вопросы такие: Совсем...

Каждый владелец компьютера хоть раз задумывался о его улучшении. Некоторые просто меняют процессор, кто-то собирает и перепаивает...

Были положительные отзывы о модели Logitech MX Master. Поскольку мне потребовалась вторая мыша, в офис, я решил приобрести MX Master,...

Аватар – главное изображение профиля. Обычно это настоящая фотография пользователя, хотя в настоящее время некоторые ставят и просто...
Для защиты операционной системы Windows Vista и Windows 7 компания Microsoft разработала бесплатный пакет антивирусных приложений. Данная...
Поскольку Windows 10 - свежая версия, у нее могут наблюдаться некоторые неполадки. Одна из них - пропадание меню Пуска. Можно ли...
Шаг 1. Подготовка карты. 1.1 Вставьте карту памяти в свой персональный компьютер на Windows. Помните, что карта должна быть не менее 4...
Приветствую! Сегодня я решил рассказать вам о бат файлах, или батниках, как их называют по-простому. Предполагаю, что применение бат...
Panda Dome Free Antivirus - полноценный антивирусный программный продукт для постоянной защиты ПК от вредоносной активности, работающий...